Строительство новых мостов, реконструкция действующих переправ – одно из необходимых условий постоянного развития всей экономики страны. Мосты – это свободное и быстрое движение, а движение – это жизнь. Мосты автомобильные, мосты железнодорожные, специальные мосты для магистральных трубопроводов – каждый год в России возводятся десятки новых переправ.
При этом возведение каждого моста, с учетом разнообразия российских климатических условий и сложностей рельефа – «задача со многими неизвестными». Одна из технологий, позволяющих успешно решать эту задачу – применение
свай большого диаметра, использование их в качестве основания для мостовых опор.
Опоры моста, береговые устои и располагающиеся между ними «быки» - главная несущая конструкция, и располагаться они должны на максимально прочном и надежном основании. Для создания его и применяются сваи различных видов.
Первый этап работ при возведении мостовых опор – создание «сухой стройплощадки». Для ее оборудования обычно используется так называемый коффердам – инженерная конструкция, позволяющая оградить место строительства от воды и обеспечить доставку необходимой техники и материалов.
Для создания свайного основания могут использоваться как забивные железобетонные сваи, так и буронабивные сваи (БНС). Преимущества буронабивных сваи в современном мостостроении используются всё более эффективно. Особенно хорошо БНС проявляют себя при высоких нагрузках и при больших глубинах залегания прочных грунтов (до 120 метров), именно поэтому об этой технологии следует рассказать более подробно.
Главная отличительная особенность буронабивных свай – такие сваи создаются непосредственно на месте строительства. Первый шаг – пробуривание в грунте скважин, называемых «лидерными». Для предотвращения обрушения и осыпания в скважине устанавливается стальная
обсадная труба для сваи. Далее внутри защищенной скважины размещается металлический армирующий каркас. Заключительный этап – «набивка» скважины, то есть, наполнение ее бетонной смесью с последующим ее уплотнением. После того, как бетонная смесь затвердеет и наберет требуемую прочность – сваю можно считать готовой к работе. Как правило, после формирования всех свай для равномерного распределения будущей нагрузки они «связываются в единое целое» при помощи ростверка.
Достоинства буронабивных свай особенно четко видны именно в случае их использования в качестве фундамента мостовых опор:
• С помощью буронабивных свай можно создавать надежные основания на обводненных, болотистых и других неустойчивых видах грунтов.
• Способность выдерживать самые высокие нагрузки следует в том числе из геометрических размеров буронабивных свай. Современные методы позволяют формировать сваи диаметром до 2 метров, и более, а длина буронабивной сваи может составлять несколько десятков метров. Компьютерное моделирование позволяет заранее рассчитать параметры будущих свай и их необходимое количество исходя из прогнозируемой нагрузки.
• Работы по установке БНС могут проводиться при сложном рельефе местности: для мостостроителей фактор также значимый.
• Буронабивные сваи доказали свою надежность в любых климатических условиях: и это при строительстве мостов крайне важно.
• В процессе формирования БНС производится непрерывный контроль качества всех выполняемых операций. Итог – гарантированный срок службы готового свайного основания оценивается как минимум в 100 лет.
Надежность, долговечность, универсальность буронабивных технологий – такое сочетание качеств позволяет всё шире применять их в современном строительстве, в том числе и при возведении мостов через самые сложные водные преграды.